интервью

self portrait

Autechre можно принять за пародию на Weather Report

в Культурном Центре ДОМ композитор Алексей Сысоев готовит специальную программу посвящений и некрологов легендарным джазовым музыкантам. Концерт "Kinda Jazz" пройдет в несколько отделений: в первом поэт Андрей Сен-Сеньков и саксофонист Антон Пономарев вместе вспомнят об Альберте Айлере, Энтони Брэкстоне, Лестере Янге и многих других. Во втором отделении состоятся сразу несколько неожиданных сольных посвящений от Дарьи Звездиной (Телониус Монк), Владимира Горлинского (Антонио Карлос Жобиму), Юрия Фаворина (Анджей Тшасковский) и самого Алексея Сысоева (Weather Report). В третьем отделении будет сыграна поэтическая версия пьесы "Обои для Рабочего Стола" вместе с Андреем Сен-Сеньковым.

Ниже мы приводим два предисловия Алексея Сысоева к грядущему концерту.

Предисловие #1: Прогноз Погоды

Музыка группы "Weather Report" "зрелого периода" мне всегда казалась больше пародией на что-то, нежели чем-то серьезным. Пародией на джаз, фьюжн, на музыку вообще... Ну да, лучший басист всех времен и народов, лучшие барабанщики и перкуссионисты, великий клавишник и великий поэт-саксофонист. Все самое лучшее; но в целом складывался такой вот странный пародийный эффект. Упражнения в ловкости пальцев, в многочисленности необычных сочетаний гармоний, в быстроте темпов и слаженности игры. Почти мировые рекорды! Все это звучало как-то чересчур шустро, деловито и оптимистично. Джаз для Буратино. Видимо именно в этот момент "настоящий" джаз и умер. Именно во второй половине 70-ых. Переселился в музей. Все очень сильно изменилось в жизни...

Наверное, я тогда рассуждал со своих старых "джазовых" позиций. Я любил, в основном акустический джаз, а из электрического — только Дэвиса 70-х годов. Но теперь, когда до меня дошло, что это, по сути, разборки прошлого века, я стал с интересом вслушиваться в то, чего раньше не мог принять. В общем-то, мне теперь уже все равно, что там стало с самим джазом. Наверное, сменилась моя оптика восприятия, угасли эмоции и сама история джаза стала ощущаться мною, одновременно, в самом широком контексте всей музыки XX века, а с другой стороны, как обособленный список уникальных и независимых личностей, сумевших подняться и над стилями джаза, и над традицией, и над самим феноменом джазовой музыки. Приятно слышать эту музыку другими ушами и находить в них те универсальные ценности, которые были скрыты от меня 20 лет назад.


Weather Report — Volcano For Hire (Playboy Jazz Festival, 1982)

"Weather Report" так и не вошли в этот мой "личный" список любимчиков. Ну разве что, своими ранними альбомами. Но любопытно, что способность услышать в их музыке новые качества и оттенки, вообще, интерес к ним, возникли у меня совсем не с "джазовой" стороны, а благодаря британским кудесникам Autechre и, опять же, Autechre именно зрелого периода. Кажется, едва ли возможное родство, но... послушайте и сравните эти музыки. Какая удивительная и необъяснимая близость!


Autechre — Fleure (Exai, 2013)

Все это каким-то образом связывает меня с моим джазовым прошлым. Здесь нет никаких эмоций, только любопытство. По идее и Autechre можно принять на пародию Weather Report, а уж мое посвящение и подавно. Ведь я пытаюсь сыграть быстрее и ловчее Пасториуса на том, на чем играть нельзя.

А вот тут совсем другая музыка. Джаз еще жив!


Weather Report — "1" (1971)

Шутка.

Предисловие #2 к Посвящениям и Некрологам. "WALLPAPERS_POETRY". Что дальше?

Наше желание извлекать звуки настолько велико, что мы, к сожалению, не всегда отдаем себе отчет в смысле и необходимости этого занятия. Почему? Поиск не располагается в зоне комфорта, но всегда предполагает изменения своей дислокации. Эксперимент — это всегда что-то новое, непривычное, возможно, дискомфортное. Выступление на сцене, слушательский акт, предполагают столкновение с неизвестным, но не встречу с ожидаемым, т. е. с нашим прошлым. В конце концов, вернуться в прошлое невозможно.

Экспериментальная импровизация, свободная, коллективная или сольная, не жанр, не традиция, даже не область музыки. Это одна из зон эксперимента. Она не постоянна, изменчива и капризна. Скучно и грустно, когда новые открытия, пускай даже личного характера, очень быстро превращаются в уютные штампы. Подмена эксперимента процессами создания некой устоявшейся эстетики, присвоения себе чужих традиций (или даже создания своей собственной; какая разница?), не может не удручать. С этой точки зрения, мне всегда были симпатичнее художники, не создавшие собственной школы, направления. Художники непоследовательные, возможно "наивные", стоявшие особняком маргиналы.

Длительная практика коллективной свободной импровизации может расслаблять, если не относиться к ней как к объекту исследования. Довольно быстро наигрываешь удобный для себя материал, беспрестанно эксплуатируешь его; развиваешь в себе умение взаимодействовать с партнерами; знаешь, как поддержать их, отойти в тень, слиться с ними или выйти на первый план. Музицирование редко в таких случаях перерастает в эксперимент, скорее уж в привычку. Музыканты только ищут все новые варианты коллабораций, в надежде освежить саунд; в лучшем случае они пытаются изменить собственный материал, меняют инструменты, сетапы и проч.

Автоматически создаются структурные штампы. Например, всем известная схема: поиски общего материала — "лихой замес", приводящий к кульминации — кода (или же fade in — climax — fade out у электронщиков). Тут все ясно. Работают общие логические функции: initio — motus — terminus. Они так или иначе руководят нашим мышлением, и не только музыкальным. Легко играть коду (длинные и/или повторяющиеся ноты), сложнее с началом (тут надо что-то нащупать в уме и на что-то решиться), еще сложнее с "замесом" (играй все чаще и все громче, а потом фигачь!). Эта универсальная формула работает на всех уровнях, синтаксическом, структурном, формообразующем, и демонстрирует процесс консолидации интенций. Действующие персонажи проходят путь от поисков и конфликта ко всеобщему согласию и благоденствию. Предсказуемо и однообразно, не так ли? Другой пример — "смена состояний" по принципу a — b — c — etc. В двух словах, тут последовательно экспонируются разные типы материалов, почти никак не взаимодействуя друг с другом. В лучших случаях эти принципы могут совмещаться. Пожалуй, именно этот вариант и может заинтересовать пытливые умы при условии замены сомнительного понятия "состояние" на некие более тонкие и неоднозначные материи.

Мне всегда хотелось выйти за рамки простых или предзаданных схем и элементарных "импульсов желания", ну, или настолько усложнить их, чтобы они скрылись внутри какой-то едва ощутимой сознанием конструкции. Это ощущение сродни желанию скрыть руководящую идею композиции, растворить ее в как-будто бы несущественных деталях; подобно тому, как линяя судьбы прячется от нашего пытливого взгляда. А может быть, это желание и приводит к попытке создания сложных форм, т. е. форм в буквальном смысле "сложных" и "сложенных из". В любом случае, стремление к освоению сложных и сложенных структур нуждается и в сложных задачах. Их можно описать в виде конфликта между желанием и необходимостью.

Такие задачи ставит перед музыкантами текстовая партитура "Wallpapers 3". С одной стороны, есть естественное желание структурировать (общие логические функции), с другой, необходимость следовать указаниям партитуры. Но в рамках этого конфликта музыкант волен (нет, скорее, вынужден!) искать свои собственные решения его преодоления. Таким образом, задачи, их решения, структуры, формы усложняются. "Wallpapers 3" не раз исполнялась, была издана лейблом Fancymusic, успешно презентована здесь же, в КЦ ДОМ. Но... пока творческая удача не вошла в привычку, надо искать выходы из комфортной ситуации и двигаться дальше.

Одной из попыток такого движения явилась композиция "Wallpapers_dance" для квартета музыкантов и... танцовщицы.


"Wallpapers Dance": Алексей Сысоев, Владимир Горлинский, Дарья Звездина, Юрий Фаворин, Анастасия Толчнева, ГРАУНД Ходынка,

Этот проект, означающий уже выход за рамки, собственно, чистой музыки, интересен для меня не только тем, что танцовщица не просто танцует, а танцует именно по партитуре, но и тем, что этот факт накладывает на музыкантов определенные, весьма специфические обязательства. То есть в еще большей степени усложняет конфликтную ситуацию между нашими желаниями и необходимостью. Еще один конфликтный фактор "интервзаимодействия". Действительно, в ансамбле появляется новый, очень необычный "беззвучный" участник; нам нужно каким-то образом понять друг друга, найти общий язык, хотя наш партнер и молчалив.

В финале нашего концерта 5-го апреля прозвучит композиция "Wallpapers_poetry", идея которой возникла у меня благодаря знакомству с поэтом Андреем Сен-Сеньковым. Наши общие задачи вновь усложняются. На сей раз наш партнер владеет совершенно иным, незнакомым нам языком поэзии, со своими интонационными, ритмическими, структурными и (что очень важно!) смысловыми особенностями.


"Wallpapers 3.2.15": Алексей Сысоев, Александр Маноцков, Владимир Горлинский, Дмитрий Овчинников, КЦ ДОМ,

Представим себе голос поэта в качестве уникального инструментального тембра. Что должен делать его владелец? Более или менее периодически извлекать структурно замкнутые автономные предложения, которые должны вписаться в, по идее, чуждую ему музыкальную ткань (я сейчас рассуждаю только с точки зрения абстрактных музыкантских позиций). Как преодолеть это отчуждение, тембровое, инструментальное, структурное? Как проникнуть в те сложные процессы, в которые он втянут; в процессы, которые лишь эвентуально контролируются квартетом инструменталистов? Как всем нам найти эти зыбкие взаимодействия и не выйти за рамки партитуры? Как нам, музыкантам, не помешать чтецу, а, наоборот, поддержать его, при этом сохранив и свои голоса? Как выстроить вместе четкий и логичный рельеф формы? Как не скатиться до банальной модели "чтения под музыкальный аккомпанемент"?

Эти сложные проблемы имеют, все же, свои пути решения; лазейки, которые, чем уже, тем их интереснее преодолевать.

Концерт "Kinda Jazz: посвящения и некрологи" состоится 5 апреля в КЦ ДОМ.
Ивент в ФБ: https://www.facebook.com/events/433249677011188

другие интервью